Болгарка – это полезный инструмент, без которого невозможно выполнить многие строительные и отделочные работы. Она носит и другое название – угловая шлифовальная машина. Любая модель, включая Bosch (Бош), Диолд, Зубр, Интерскол (Interskol), Макита (Makita HN GA), Метабо, Спарк, Штурм (Sturm), Хитачи, может выйти из строя: работать с перебоями либо сломаться полностью. Нередко причина поломки заключается в плохом качестве комплектующих деталей или небрежной эксплуатации. В некоторых случаях можно отремонтировать инструмент своими руками, но надо знать, как разобрать болгарку, провести диагностику, выяснить причину, а если возможно, приступить к ремонту.
- Рейтинг надежных болгарок
- Как разобрать болгарку
- Типичные неисправности болгарок и методы диагностики и ремонта
- Выход из строя кнопки управления
- Диагностика кнопки пуска и регулятора оборотов
- Неисправности механической части УШМ
- Разбор и ремонт редуктора
- Поломка кнопки фиксации шпинделя
- Проверка статора
- Не развивает обороты и дымит
- Не работает электродвигатель
- Болгарка сильно греется
- Топ-10 надежных и качественных болгарок
- Makita GA5030, 720 Вт, 125 мм
- Metabo W 650-125, 650 Вт, 125 мм
- BOSCH GWS 9-125 S, 900 Вт, 125 мм
- ВИХРЬ УШМ-125/800 (2020), 800 Вт, 125 мм
- ЗУБР УШМ-П125-850, 850 Вт, 125 мм
- BOSCH GWS 660-125, 660 Вт, 125 мм
- Hammer USM 900 E, 950 Вт, 125 мм
- Bort BWS-1000-125, 1000 Вт, 125 мм
- Интерскол УШМ-125/1100Э, 1100 Вт, 125 мм
- ЗУБР УШМ-125-800 М3, 800 Вт, 125 мм
Рейтинг надежных болгарок
Как разобрать болгарку
Перед тем как инструменту окончательно сломаться, можно наблюдать:
- сильную вибрацию;
- включение двигателя с низким гудением;
- искрение щеток коллектора;
- дым и запах из корпуса;
- треск внутри редуктора;
- существенную вибрацию корпуса при выполнении работ;
- подклинивание подшипников.
Перед тем как разобрать УШМ нужно изучить правила, которые следует соблюдать. Первым делом отключить инструмент от сети. Работы выполнять на хорошо освещенном столе. Не нарушать порядок разборки, чтобы было понятно, как потом собирать.
Типичные неисправности болгарок и методы диагностики и ремонта
Чаще всего в угловых шлифовальных машинах марки Деволт, Декстер, Борт, Хилти, Мак Алистер и других возникают следующие неисправности:
- Не включается прибор. Это может случиться из-за того, что в розетке отсутствует питание, сломалась кнопка, стерлись щетки либо отошли контакты.
- Не работает мотор, хотя ток поступает. Вероятнее всего сломалась кнопка.
- Искрение во время работы и появление запаха гари. Стерлись и выработали свой ресурс графитовые щетки, что привело к низкому качеству контакта.
- Появление треска и посторонних звуков после запуска двигателя. Это свидетельствует об износе шестерней или подшипников. Необходимо разобрать инструмент и обследовать механические детали.
Часто встречающаяся проблема – обрыв питающего кабеля на выходе. Неисправность определяют при помощи мультиметра или индикаторной отвертки.
Если все вышеперечисленные поломки не подтверждаются, значит возникли более серьезные неисправности, например, вышел из строя:
- датчик управляющей электроники;
- коллектор;
- якорь или статор.
Встречаются ситуации, когда заклинивает подшипник, деформируется корпус, ломаются либо стираются зубья шестеренки редуктора.
Выход из строя кнопки управления
В конструкции угловой шлифовальной машины может быть установлена обычная кнопка или с плавным пуском. В первом варианте часто засоряются либо окисляются контакты. Для приведения в рабочее состояние эти маленькие детали зачищают наждачной бумагой. В кнопке, где регулируются обороты, часто повреждаются контактные пластины. Устройство для проверки целостности подлежит разборке. При обнаружении повреждений меняют пусковой узел.
Диагностика кнопки пуска и регулятора оборотов
Чтобы добраться до кнопки, разбирают корпус в нижней части. Неисправность выявляют при помощи мультиметра. На нем выставляют режим прозвонки, щупами прикасаются к контактам на кнопке, которую держат в нажатом положении. Если прибор издает характерный писк, значит инструмент исправен. Причину надо искать в другом. Если при нажатии на нее, тестер не подает никаких звуков, кнопку меняют на аналогичную. Она состоит из маленьких элементов, которые при разборе рассыпаются, поэтому самому отремонтировать не получится.
Неисправность регулятора скорости вращения определяются следующим образом. При вращении колесика он меняет количество оборотов шпиндели либо этого не происходит. Если опыт в ремонтировании этих механизмов отсутствует, лучше приобрести и поставить новый.
Неисправности механической части УШМ
Механические неисправности намного проще определить и устранить, даже не разбирая корпус. Их можно выявить, внимательно прислушиваясь к работе инструмента. При неисправности в редукторном узле будут слышны хруст и стук. Поломавшаяся кнопка фиксации шпинделя не даст зафиксировать насадку.
К механическим повреждениям относится полное разрушение или износ подшипников. Если появилась такая проблема, корпус станет сильно нагреваться, вибрировать, наблюдается повышенный шум. Демонтировать подшипники можно и не имея съемника. Вначале их нагревают, а потом аккуратно выбивают. Новые подшипники обязательно смазывают литолом.
В результате длительного использования угловой шлифовальной машины изнашиваются или ломаются зубья шестерни редуктора. Это видно невооруженным глазом. Маленький износ исправляют надфилем. Если зубья сильно износились, шестерню меняют.
Разбор и ремонт редуктора
Осмотреть шестерни редуктора можно будет после отделения его от привода и полной разборки. Визуально определяют степень износа зубьев. В процессе работы они стачиваются и выкрашиваются. Если шестерня уже отработала свой срок, ставят новую. Не стоит оставлять немного поистертые и не совсем сточенные, даже единожды завальцованные кромки шестерен восстановить никак не получится. Они в любом случае будут проскальзывать. При сильно изношенных зубьях угловая шлифовальная машина при включении будет издавать свистящий звук. Шестеренки меняют в паре. Чтобы редуктор работал как можно дольше и без перебоев, необходимо чтобы в нем имелось достаточное количество смазки, а также проводилась ее своевременная замена.
Поломка кнопки фиксации шпинделя
Эта деталь нужна для того, чтобы быстро снять рабочий инструмент. Кнопка крепления шпинделя может сломаться, если внутрь фиксатора попадет пыль, из-за которой происходит износ его штока. Она ломается, когда во время вращения диска на нее нажимают. Отремонтировать невозможно, меняют полностью.
Кнопку необходимо нажимать только, когда болгарка полностью остановится.
Проверка статора
Чтобы проверить статор, между его обмоткой и сердечником измеряют сопротивление. Его не должно быть, потому что в нормальном режиме медная проволока не связана с сердечником. Если сопротивление имеется, значит нарушена изоляция медной проволоки.
Для проверки сопротивления в обмотке щупами тестера касаются выводных контактов. Сопротивление в двух обмотках должно совпадать. Если во время измерения прибор не показывает абсолютно ничего, это говорит о повреждении медной обмотки. Большое значение свидетельствует о нарушении изоляционного слоя.
Обязательно осматривают статор. Его необходимо ремонтировать, если на проволоке имеется нагар. Статор можно перемотать, но только если стальные пластины целые. Если решено выполнить эту работу самостоятельно, то вначале срезают лобовые части обмотки, убирают все остатки. Затем по шаблону делают новую обмотку, из проволоки той же толщины, что и прежняя, идентичную по числу витков, с такой же плотностью.
Если у мотора выработан большой ресурс, то специалисты советуют заменить статор или якорь, либо даже сам двигатель.
Не развивает обороты и дымит
Причины того, что болгарка не набирает обороты, могут быть разные:
- Загрязнение коллектора пылью. Их надо убрать спиртом.
- Неисправность электрического провода из-за механического повреждения или постоянных сгибов. Под нагрузкой кабель греется, обороты мотора падают.
- Поломка блока регулировки оборотов. Для проверки работы устройства двигатель подключают напрямую мимо регулятора.
Если аккумуляторная болгарка не смогла набрать величину рабочих оборотов, может быть разряжены батареи. Если причина не в них, возможно неисправны щеткодержатели. При проникновении внутрь щеточно-коллекторного узла непонятной маслянистой жидкости, щетки разрушаются, а пластиковая конструкция щеткодержателей оплавляется. Перед тем как устанавливать новый узел крепления щеток, тщательно убирают со статора и ротора графитовую пыль от разрушенных щеток. Наждачным полотном обязательно зачищают поверхность коллектора, и хорошо бы заполировать. Постоянство оборотов рабочего вала шпинделя зависит и от того, есть ли неисправности в компонентах электрической части угловой шлифовальной машины.
К задымлению и полному прекращению работы болгарки приводит сгоревшая обмотка статора. То, что он пришел в негодность видно по горелой изоляции и обрывам проводов. Вместо него ставят новый. А закопченный ротор нужно диагностировать с помощью тестера.
Инструмент может перегреться, если мастер будет увлечен шлифовкой металлических заготовок или обработкой камня. Из-под кожуха появится едкий вонючий дым, который исходит от горевших обмоток якоря. Это плавится их изоляционный слой, который не в состоянии выдержать такие температурные нагрузки. При возникновении едкого запаха необходимо незамедлительно выключить инструмент, вытащить сетевой кабель из розетки.
Разбирать болгарку разрешается только после того как полностью остынет корпус, прекратит выделяться неприятный запах.
Не работает электродвигатель
Может произойти так, что при подаче напряжения на мотор, он не вращается. В таком случае проверяют в каком состоянии находятся подшипники и щетки. Первые заклинивают, вторые западают. Запавшие щетки тщательно очищают, гнезда, в которых они находятся, продувают. Также проверяют уплотнительные резинки на крышках, закрывающих гнезда. Как раз они изолируют коллектор и щетки от попадания пыли.
Двигатель может останавливаться из-за подшипников. Их снимают с вала ротора, ремонтируют либо меняют. В некоторых случаях, чтобы старый подшипник стал нормально работать, достаточно его промыть и смазать.
Электродвигатель угловой шлифовальной машины часто отказывается работать, если инструмент часто используют в пыльных местах, кладут на землю. Попадающая внутрь пыль оказывает негативное влияние на состояние обмотки. Высокие нагрузки, в особенности для маломощной болгарки, оборачиваются выходом из строя мотора. Через вентиляционные места поступает воздух, который охлаждает двигатель, поэтому их надо регулярно чистить от пыли.
Неправильный режим работы УШМ приводит к перегрузке двигателя, его сильному нагреванию и перегоранию обмоток.
Причиной не включения мотора может быть поломка крыльчатки, которая его охлаждает. Она установлена на роторе на стороне, противоположной к коллектору. Сломанную крыльчатку надо вытащить, поставить новую.
Болгарка сильно греется
Основная причина сильного нагревания корпуса болгарки – это неграмотная эксплуатация инструмента. Увеличение рабочей нагрузки на электрический двигатель абсолютно не влияет на скорость его вращения, потому что в ней установлен асинхронный тип мотора. Некомпетентный пользователь часто работает инструментом неограниченное время, не делая перерывов, что не допускается.
В инструкции каждой модели болгарки указано время, в течении которого она может работать под нагрузкой, в основном не более 7 минут. Потом надо дать ей отдохнуть либо поработать на холостом ходу. Угловая шлифовальная машина будет сильно нагреваться, если нарушено соотношение рекомендуемых рабочих циклов и пауз.
Необходимо правильно останавливать угловую шлифовальную машину. После того как отключают кнопку-пуск, ждут, когда двигатель остановится полностью. Еще вращающийся инструмент, положенный на пыльный пол или землю, через вентиляционные отверстия засасывает мельчайшую пыль, которая попадает в двигатель, где стирает защитный слой изоляции.
Из-за плохо контактирующих соединений электрических частей корпус будет сильно нагреваться. В результате наблюдаются отклонения номинальных показателей электрических параметров, что приводит к образованию увеличенной силы искры.
Отгоревшие контакты на держателях щетки также приводят к нагреванию болгарки. Это может произойти потому, что было нарушено расположение щеток, из-за чего образовалось много графитовой пыли, на коллекторном узле создалось дополнительное сопротивление. Контакты надо надежно закрепить, а расположение направляющих для щеток выправить.
Каждый владелец должен знать, как ее разбирать, это нужно для периодического проведения профилактического обслуживания инструмента, которое заключается в:
- своевременной замене изношенных деталей и механизмов;
- очищении узлов;
- полной замене смазки.
Необходимо соблюдать требования к эксплуатации и хранению. Не допускать длительных нагрузок, особенно это касается бытовых домашних моделей болгарок. Если выполнять основные рекомендации специалистов, следовать прилагаемой инструкции, то это поможет существенно увеличить срок эксплуатации угловой шлифовальной машины.
Топ-10 надежных и качественных болгарок
Makita GA5030, 720 Вт, 125 мм
Эта модель марки Макита оснащена опциями: фиксация шпинделя, блокировка кнопки включения. Есть дополнительная рукоятка и сетевой шнур длиной 2.5 м.
максимальная частота вращения диска – 11000 об/мин;
масса – 1.8 кг.
Metabo W 650-125, 650 Вт, 125 мм
Болгарка с функцией – фиксация шпинделя. Есть возможность блокировать кнопку включения. Длина сетевого кабеля – 2.5 м. В комплект входит: защитный кожух, ключ под 2 отверстия, дополнительная рукоятка.
максимальная частота вращения диска – 11000 об/мин;
масса – 1.7 кг.
BOSCH GWS 9-125 S, 900 Вт, 125 мм
В УШМ фиксируется шпиндель, выполняется регулировка частоты вращения, блокируется кнопка включения. Комплектация: зажимной фланец, гаечный ключ, защитный кожух, вспомогательная рукоятка, гайка округлой формы.
максимальная частота вращения диска – 11000 об/мин;
масса – 1.8 кг.
ВИХРЬ УШМ-125/800 (2020), 800 Вт, 125 мм
Из функций: блокировка кнопки включения, фиксация шпинделя. В комплекте: боковая рукоятка, защитный кожух и фланцевый ключ.
максимальная частота вращения диска – 11000 об/мин;
масса – 2 кг.
ЗУБР УШМ-П125-850, 850 Вт, 125 мм
Инструмент оснащен функциями: блокировка кнопки включения, фиксация шпинделя. Есть дополнительная рукоятка и 3-метровый сетевой кабель.
максимальная частота вращения диска – 11000 об/мин;
масса – 2.2 кг.
BOSCH GWS 660-125, 660 Вт, 125 мм
В болгарке имеется возможность закрепления шпинделя, блокировки кнопки включения. В комплект входит ключ, защитный кожух и еще одна рукоятка.
максимальная частота вращения диска – 11000 об/мин;
масса – 1.9 кг.
Hammer USM 900 E, 950 Вт, 125 мм
Инструмент оснащен функциями: регулировка частоты вращения, блокировка кнопки включения, фиксация шпинделя. Есть дополнительная рукоятка.
максимальная частота вращения диска – 12000 об/мин;
масса – 1.9 кг.
Bort BWS-1000-125, 1000 Вт, 125 мм
УШМ с опцией крепление шпинделя. В комплект входит дополнительный комплект щеток, ключ для смены диска, боковая рукоятка, защитный кожух.
максимальная частота вращения диска – 11500 об/мин;
масса – 2 кг.
Интерскол УШМ-125/1100Э, 1100 Вт, 125 мм
Из функций: плавный пуск, регулировка частоты вращения, фиксация шпинделя. Есть 4-метровый сетевой кабель и дополнительная рукоятка.
максимальная частота вращения диска – 10000 об/мин;
масса – 2.2 кг.
ЗУБР УШМ-125-800 М3, 800 Вт, 125 мм
УШМ с опциями: блокировка кнопки включения и фиксация шпинделя. Имеется дополнительная рукоятка и сетевой кабель длиной 2 м.
максимальная частота вращения диска – 11000 об/мин;
масса – 2.1 кг.